Ораниенбаум:
склад ГСМ Балтийского флота

Подобно всякому кулику, который свое болото хвалит, продолжаю разбираться с историей родного края. А край родной, Ломоносов-Ораниенбаум, волею судьбы с самого основания был городом ой непростым. И начнем мы со склада ГСМ Балтийского флота.

История говорит нам следующее:

На плане города 1824 года по обе стороны Большой Першпективной улицы (Дворцовый пр.) в районе старых въездных ворот указаны казармы Лейб-гвардии Литовского полка. Они были построены ещё в 1803 году для Лейб-гвардии гарнизонного батальона. Параллельно этим казармам в Нагорной части города также размещались казармы этого полка. В 1834 году утверждён новый генеральный план города, который, прежде всего, касался его южной части. 30 апреля 1838 года император Николай I утвердил проект нового каменного Сухопутного госпиталя. Он был построен в 1838-1849 гг.. По предположению С.Б.Горбатенко, автора книги «Петергофская дорога», архитектором госпиталя был А.Е.Штауберг. Здание имело П-образную форму, которая складывалась из главного корпуса и двух флигелей, между которыми был разбит сад, южнее располагался третий флигель и хозяйственный двор с прудом. К западу от главного корпуса разместилось летнее отделение, переведённое с Красного пруда (об этом сейчас напоминает Госпитальный переулок нашего города). Для погребения умерших в госпиталях  Ораниенбаума  было устроено военное кладбище с часовней «Преподобного Арефы затворника Печёрского Чудотворца». Оно находилось в отдалении от города на границе с землями Мартышкина, в лесу. В 1930-х годах старое военное кладбище с церковью было отдано под  склад  горюче-смазочных материалов.

Смотрим на карту, и видим там, кстати, и кладбище (в центре снизу), и кирпичный завод, выделенный на верхней картинке. Перспектива на карте немного нарушена. Железная дорога была построена в 1860-64 годах. Никаких складов еще и в помине нет.

Мартышкино, старая дореволюционная карта

Градостроительные преобразования второй половины ХIХ века во многом были связаны с прокладкой до  Ораниенбаума  ветки  Балтийской  железной дороги, движение по которой торжественно открылось 7 июня 1864 г. С проведением железной дороги значительно возросла роль Ораниенбаумской гавани. При строительстве железной дороги пришлось произвести значительную подсыпку грунта вдоль берега залива при подъезде к  Ораниенбауму , с тем, чтобы не затронуть городскую застройку. Руководил работами инженер Г.И.Разминтальский, в строительстве участвовало две тысячи рабочих и три тысячи солдат. Одновременно по проекту архитектора Ф.Л. Миллера в 1862-1864 гг. было построено здание вокзала. Перед ним сформировалась площадь, на которой в 1866-68 гг. был построен летний театр с эстрадой, разбит сад.

Можно еще свериться со старой схемой ОРАНЭЛы 1910-13 годов, которая, по планам, должна была идти прямо через территорию нынешних складов:

Мартышкино, фрагмент схемы ОРАНЭЛы

Подтверждая версию о постройке в 1930-х годах и объясняя, почему склад находится именно здесь (на одной из самых высоких нагорных частей Ораниенбаума), люди пишут:

Логично – гнать топливо по трубам с горки самотёком. Дешево и сердито.

Если открыть на замечательном ресурсе warfly.ru соответствующее место, то все становится ясно как день. Снимок, сделанный 15 августа 1939 года (!) немецким самолетом-разведчиком, прямо из немецких архивов. Склад ГСМ активно строится, как и военно-морская часть, о которой скажем чуть позже. Прекрасно виден второй путь, входящий на склад (я его еще помню, да). В районе нынешнего Университета уже стоит нефтебаза — и присутствует трехпутный разъезд. Прекрасно видно фигурную насыпь ОРАНЭЛы, пересекающую железную дорогу — теперь там улица Связи. В общем, чертовски интересно:

Мартышкино, аэроснимок 1939 года

Мартышкино, аэроснимок 1939 года

Сразу видно, где именно на нынешней территории складов было кладбище. Вот оно – где крестик, на картинке ниже. Очевидно, для большевиков, которые это хозяйство строили, не было ничего святого.

Мартышкино, склад ГСМ, космоснимок 2015

Озеро на территории складов, очевидно, есть остатки старого глиняного карьера, где добывалась глина для старого кирпичного завода.

Тут надо пояснить, что это сейчас вся территория вокруг плотно освоена, застроена, дороги проложены, леса повырублены. Тогда, в 1930-х, да и позже, вплоть до 1980-х, место было весьма глухое и болотистое, если не считать дачного поселка Мартышкино со стороны залива.

Интересно, что во время войны склады оказались полностью на территории Ораниенбаумского пятачка и работали в обычном режиме. Немец до них не дошел, остановленный огнем крупнокалиберных орудий с форта «Красная Горка”.

Карта-схема Ораниенбаумского пятачка

Теперь попробуем на территорию складов заглянуть, прямо с улицы Федюнинского в сторону бывшего кладбища (вдоль дороги снизу вверх на верхней картинке). Летом делать это  трудно – зеленка обзор совсем закрывает. Но сейчас, по весне, можно кое-чего рассмотреть. Как минимум, пустые подъездные пути и то, что за ними. Вышка с прожекторами, опять же. К сожалению, фотоаппарат тут практически не помощник. В отличие от человеческих глаз с их бинокулярным зрением и автоматическим отсеиванием помех, с адаптивной экспозицией, фотоаппарат снимает картинку плоскую – все деревья на переднем плане:

Мартышкино, склад ГСМ

Но благодаря коллеге awkwordvolf, очевидно, имеющему допуск за колючую проволоку, можно посмотреть на тихие складские дорожки. Хранилища-то подземные.

Мартышкино, склад ГСМ

Мартышкино, склад ГСМ

Мартышкино, склад ГСМ