Мартышкино:
про железнодорожные транспортеры

Прежде чем пройтись ногами по бывшей передовой позиции железнодорожных артиллерийских транспортеров форта Красная Горка, конкретно – трех- и четырехорудийных батарей транспортеров ТМ-1-180, надо немного рассказать про матчасть и объяснить, почему эта позиция была передовой и почему она вообще была позицией. Начнем с матчасти.

Немецкое железнодорожное орудие ведет огонь по ЛенинградуРоссия не была первой в идее поставить тяжелые корабельные орудия на железнодорожное шасси. Первые образцы, не очень успешные, появились в стране перед самым Октябрьским переворотом и не были доведены до ума. Однако затем большевики оценили идею по достоинству, и к середине 30-х годов была развернута титаническая деятельность по разработке и созданию целого ряда моделей железнодорожной артиллерии. Что, в общем, совпадает по срокам сразу с несколькими датами: активным строительством железнодорожной сети вокруг Ленинграда, созданием того самого топливного склада ВМФ, вокруг которого мы гуляем, строительством большого количества подготовленных позиций и баз железнодорожной артиллерии по всему Северо-Западу, а также на Дальнем Востоке. К 1938-му году техническое развитие железнодорожного оружия достигло своего пика. В составе ВМФ СССР перед войной было 11 батарей железнодорожной артиллерии из 37 дальнобойных орудий-транспортеров (шесть 356-мм, девять 305-мм, два 203-мм и двадцать 180-мм). Сухопутные войска СССР располагали бронепоездами, вооруженными орудиями калибром до 305 мм. Всего при обороне Ленинграда использовалось более 20 артиллерийских железнодорожных батарей.

Надо признать, что немцы продвинулись в техническом вопросе дальше, нежели СССР. В частности, в Германии были созданы штучные экземпляры гораздо более серьезных артиллерийских орудий – но в силу их громоздкости эффективность применения была спорной. И под Ленинградом также значительную часть артиллерийской войны составляла контрбатарейная борьба одних железнодорожных транспортеров против других. К счастью, история сохранила фотоматериалы обоих воюющих сторон. Я все понимаю насчет врага и того, что он плохой, разделяю эти чувства, но это тоже история, ребята. На фото справа немецкое железнодорожное орудие с дальностью стрельбы 62 километра ведет огонь по Ленинграду.

Нельзя не вспомнить и замечательную книгу Амирханова “Морские пушки на железной дороге”, очень подробно раскрывающую тему:

Интересно, что последние транспортеры (ТМ-1-180) были сняты с вооружения только в 1961-м году. То есть еще 16 лет после войны стерегли наш покой и сон. Прекрасная жизнь для эффективного оружия.

Транспортеры были разные – мастодонты и не очень. Для примера приведем фотографию нашего транспортера ТМ-3-12. Такие громадные звери наводились на цель всем корпусом, для чего строились специальные железнодорожные пути:

Ж/д транспортер ТМ-3-12

А вот фото немецкого транспортера, того самого К5(Е), ведущего огонь по Ленинграду (между прочим, дальность 62 километра и обслуживающий персонал 500 человек):

Немецкий ж/д транспортер К5(Е)

Наши транспортеры ТМ-1-180, о которых пойдет речь ниже, были существенно меньшего размера:

Ж/д транспортер ТМ-1-180

Ж/д транспортер ТМ-1-180

Хотя со своим калибром (180мм), дальностью стрельбы (37,5км), весом снаряда (97,5кг), возможностью всеракурсной стрельбы прямо с путей (иначе говоря, возможность вести огонь с любой точки пути по любому азимуту, без использования подготовленной позиции) и малой численностью персонала (40 человек, вместе со снарядным погребом) они оказались наиболее приспособленными к условиям реальной войны. Батарея таких транспортеров уже обладала достаточным весом и дальностью залпа, но при этом не теряла возможности исключительно быстро маневрировать.

Посмотрим на мемориальную доску на здании касс платформы Мартышкино. Правда, ныне ее презентабельной не назовешь:

Мартышкино

Собственно, приведем здесь пару фотографий бронепоездов "Балтиец" и "За Родину":

Вагон бронепоезда За Родину

Вагон бронепоезда За Родину

Бронепоезд Балтиец, станция Лебяжье

Бронепоезд Балтиец ведет огонь по врагу

…и вспомним состав вооружения бронепоезда "За Родину": орудия 2*130мм (основная ударная сила), 4*76мм (на фото одна из них), 2*45мм и 1*37мм (последние две, очевидно, для ближней самообороны, т.к. ни для чего другого они в принципе не годились).

У бронепоезда “Балтиец” - сравнимо: орудия 1*130мм, 2*102мм и 6*45мм.

Разобравшись с технической частью, перейдем к топографии.

Нынешнее Мартышкино до войны называлось Лисицыно. И я высказывал предположения о железнодорожных путях, служивших позициями для железнодорожной артиллерии (и другим военным задачам). Приложим теперь старую советскую карту к нынешней ВикиМапии и добавим то, что я накопал за пару дней пребывания в мартышкинских лесах (там, где смог пройти, не утонув).

Мартышкино (Лисицыно), совмещение карт

Отдельный интерес вызвала старая, дореволюционная еще дорога, которую отметил на карте синим. Она идет вровень с общим уровнем леса, ограничена с боков двумя дренажными канавами, и ее возраст на глаз никак не отличается от возраста всего леса целиком. Но и эту дорогу по спутнику можно проследить.

Также я совершенно уверен, что и нынешняя ветка погрузки/разгрузки сыпучих грузов также была в то время и именно здесь же. Лес был глухой, а подобная путевая схема – когда тупиковые ветки усами расходятся в разные стороны – была общепринятой в тактике боевого применения железнодорожных артиллерийских транспортеров 1930-х годов. Особенно для больших транспортеров ТМ-3-12, которые наводились на цель всем корпусом. Вспомним – эта заштатная подъездная ветка почему-то издревле уложена на бетонных шпалах, хотя даже в 1980-х бетонные шпалы можно было найти не везде на магистральных ходах. Да их сейчас-то, в 21 веке, не везде найдешь. Зачем на этой ветке железнобетонные шпалы? Опять же, их обычно кладут на усиленное основание. Зачем тут усиленное основание? А давайте теперь вспомним ТТХ этих самых ТМ-3-12 (дальность стрельбы 29,5 километров) и посмотрим на карту. Орудия, размещенные в данной точке, перекрывают по данным ракурсам ВЕСЬ залив, от берега до берега, вплоть до линии Красная ГоркаМолодежное на запад и до самого Питера на восток. С суши противника никто не ждал – вся система укреплений, в том числе железнодорожная (военно-морская, не забудем!) артиллерия, создавалась для обороны МОРСКОГО рубежа. Получаем реально круговую диаграмму. То есть даже неповоротные орудия ТМ-3-12 могли с этой позиции вести стрельбу в любую сторону — на 360 градусов. Понятно, позиции ориентировались все на залив и в основном в сторону Кронштадта. Но ведь загони пушку на позицию другой стороной – и она будет стрелять не к заливу, а от залива ;)

Еще одно соображение. На флоте, в отличие от суши, станции звукометрической разведки не применяются. И уж точно не применялись в те годы. Контр-артиллерийских радиолокаторов в те годы тоже не было. А данная позиция находится в лесу, на возвышенности (наблюдение за заливом прекрасное), причем скрыта за гребнем этой самой возвышенности. Место для стрельбы по кораблям тех лет – идеальное. Стрелять оттуда удобно, а обнаружить там орудия, даже стреляющие – с воды крайне трудно. С суши – да, немцы просматривали эту позицию с господствующих высот. А с воды ее не видно.